Российский химико-аналитический портал  химический анализ и аналитическая химия в фокусе внимания ::: портал химиков-аналитиков ::: выбор профессионалов  
карта портала ::: расширенный поиск              
 


ANCHEM.RU » Форумы » 1. Аналитический форум ...
  1. Аналитический форум | Список форумов | Войти в систему | Регистрация | Помощь | Последние темы | Поиск

Форум химиков-аналитиков, аналитическая химия и химический анализ.

Константа нестойкости учебного комплекса >>>

  Ответов в этой теме: 32
  Страница: 1 2 3 4
  «« назад || далее »»

[ Ответ на тему ]


Автор Тема: Константа нестойкости учебного комплекса
himik
Пользователь
Ранг: 351

11.11.2004 // 20:06:49     
Уважаемые.
Я уже из разряда студентов перешёл в разряд преподавателей. Надеюсь, и вы многое помните. Есть такая возьня с разделением катионов второй аналитической группы. По классике, т. е. Крешкову, существует такой метод. Сульфат кальция в отличие от сульфатов стронция и бария, растворим в насыщенном растворе сульфата аммония из-за образования комплекса [Ca(SO4)2]2-. какая у него константа нестойкости? Смотрел Лурье, справочник химика и другие учебники, но нигде не нашёл.
Спасибо!
ANCHEM.RU
Администрация
Ранг: 246
himik
Пользователь
Ранг: 351


12.11.2004 // 21:42:27     
неужели никто не поможет
Может, проблема в том, что в концентрированных растворах трудно измерения проводить из-за трудности расчёта коэффициентов активности?
himik
Пользователь
Ранг: 351


13.11.2004 // 20:28:28     
Помогите, пожалуйста!
Хочу сделать практикум исследовательский по общей химии. Там будет задание предложить способ растворения сульфата кальция. так вот чтобы найти константу реакции его растворения в сульфате аммония, надо знать константу нестойкости образующегося комплекса...
Леонид
VIP Member
Ранг: 5266


15.11.2004 // 9:53:29     
Эту константу нестойкости Вы нигде не найдете, так как ее величина очень большая и устойчивость комплексов (вернее - ионных ассоциатов) будет очень сильно зависеть от ионного состава раствора, проявления солевого эффекта и концентрации реагирующих веществ.
Точно так Вы не найдете константы нестойкости для квасцов и соли Мора, поскольку комплекные ассоциаты образуются только при очень большой концентрации ионов в растворе, да и то, в незначительных количествах.
Так что образование подобных комплексов в водном растворе - процесс умозрительный и увеличение растворимости сульфата кальция происходит за счет довольно сложных виртуальных обменных процессов, которые только в первом приближении (то есть - весьма упрощенно) можно назвать комплексообразованием в растворе.
himik
Пользователь
Ранг: 351


16.11.2004 // 17:29:11     
Спасибо, Леонид!
Насколько я понял, это что-то типа солевого эффекта. А доля комплексообразования в этом растворении может оказаться невелика. Ну что ж, будут переводить сульфат в карбонат стандартно — кипячением с насыщенным карбонатом . Правда, я встречал произведение растворимости и для хлорида натрия. Тоже, большая (34) величина… И ничего!

Леонид
VIP Member
Ранг: 5266


19.11.2004 // 9:48:33     
Все нерастворимые соли щелочно-земельных металлов хорошо растворяются в растворе ЭДТА.
На этом, например, основан косвенный метод анализа сульфатов в растворе методом ААС. Высаждают сульфат бария, отмывают его, растворяют в ЭДТА и фотометрируют на атомнике.
Может пригодится в работе.
Каталог ANCHEM.RU
Администрация
Ранг: 246
ОКБ Спектр, ЗАО ОКБ Спектр, ЗАО
Фирма «ОКБ Спектр» создана в 1989 году на базе КБ спектральных приборов АО ЛОМО. Основное направление деятельности – спектральное приборостроение.
himik
Пользователь
Ранг: 351


02.12.2004 // 21:06:23     
Леонид, спасибо!

Дело в том, что работа такая:
Осуществить цепочку:
сульфат кальция-карбонат кальция-оксалат кальция-фторид кальция. Классика кач анализа. Если я свяжу на первой стадии кальций ЭДТА, то не выпадет карбонат. Так что сульфат в карбонат будем переводить кипячением с насыщенным карбонатом натрия.
Придумал я ещё одну цепочку, но с ней вышел прокол:
фосфат кальция-фосфат меди-фосфат алюминия-фосфат железа.
Так вот, первые два хорошо растворимы в уксусной кислоте, но если я фосфат кальция буду растворять уксусной, то не осажу потом меди фосфат. Ну, я предварительно не проверив, пдумал, что мы тартратом свяжем кальций, но увы... Осадок не растворился и лабу дети по моей вине запороли... Придётся делать по-другому:
фосфат меди-фосфат кальция-...
Медный фосфат растворю в аммиаке, и из этого раствора фосфат кальция должен выпасть. Вот такие пироги...
himik
Пользователь
Ранг: 351


02.12.2004 // 21:09:50     
Тут ещё одна проблема с этим аммиачно-фосфатным методом:

Фосфаты растворяются в уксусной. Если написать константу для реакции, скажем, и вычислить с учётом ПР и констант диссоциации кислот
Сa3PO4+4CH3COOH=Ca(H2PO4)2+2Ca(CH3COO)2,
то она получается гораздо меньше единицы. М как им объяснить, почему реакция протекает (первый курс педуниверситета, будущие учителя биологии и химии)?
himik
Пользователь
Ранг: 351


02.12.2004 // 21:15:49     
И ещё заодно. Ни в каких справочниках нет ПР фосфата меди. Какие угодно емсть фосфаты, а этого нету. Копнул глубже - полез в "аналитическую химию меди". Там говорится, что типа они выпадают основные, не понять вообще какие и проч. Что делать в свете педагогических заморочек?
СПАСИБО!!
Леонид
VIP Member
Ранг: 5266


03.12.2004 // 12:05:22     
При расчетах по ПР и рК имейте ввиду, что гладко все это только на бумаге...
В сложных смесях, гле накладываются друг на друга множество процессов, таких как диссоциация, гидролиз, образование ионных ассоциатов, да еще и комплексообразование, провести расчеты константы реакции весьма затруднительно. Видимо, в своих расчетах Вы что-то упустили или недопустимо упростили схему протекания реакции.
Далее, фосфат меди - типичный бертоллид, как, например, основной карбонат меди и его состав и структура сильно зависят от условий протекания реакции его образования (концентрации исходных веществ, рН, температуры).
Вот потому то Вы и не нашли его ПР.
Что касается ЭДТА, то его комплексы с кальцием устойчивы лишь в нейтральных и слабощелочных растворах. При добавке кислоты комплекс разрушается.
А вообще то я не совсем понял, зачем студентам осуществлять такие превращения. Придерживайтесь классики при групповом анализе анионов и катионов.
Тем более, что это все преподносится первокурсникам.
Ведь при всех этих манипуляциях у Вас протекают довольно сложные конкурирующие процессы, порой не поддающиеся достпному для студентов математическому моделированию и потому не совпадающими с теоретически расчитанными параметрами.
himik
Пользователь
Ранг: 351


03.12.2004 // 17:08:28     

Леонид пишет:
А вообще то я не совсем понял, зачем студентам осуществлять такие превращения. Придерживайтесь классики при групповом анализе анионов и катионов.
Тем более, что это все преподносится первокурсникам.
Ведь при всех этих манипуляциях у Вас протекают довольно сложные конкурирующие процессы, порой не поддающиеся достпному для студентов математическому моделированию и потому не совпадающими с теоретически расчитанными параметрами.

Ах, Леонид, если бы всё так просто...
У меня студенты изучают общую химию. Тема : электролитическая диссоциация, которая включает гидролиз, ПР ПК и так далее. Аналитика у них потом, причём в программе этого педвуза нет качественного анализа (почему - вопрос не ко мне). Поэтому я и решил придумать такое задание для своих продвинутых студентов.

  Ответов в этой теме: 32
  Страница: 1 2 3 4
  «« назад || далее »»

Ответ на тему


ААС, ИСП-АЭС, ИСП-МС - прямые поставки в 2022 году

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ ANCHEM.RU:      [ Все новости ]


ЖУРНАЛ ЛАБОРАТОРИИ ЛИТЕРАТУРА ОБОРУДОВАНИЕ РАБОТА КАЛЕНДАРЬ ФОРУМ

Copyright © 2002-2022
«Аналитика-Мир профессионалов»

Размещение рекламы / Контакты