| Российский химико-аналитический
      портал   | 
    химический анализ и аналитическая химия в фокусе внимания ::: портал химиков-аналитиков ::: выбор профессионалов | 
![]()  | 
    
       | 
    
| ANCHEM.RU » Форумы » 1. Аналитический форум ... | 
![]()  | 
    
Константа нестойкости учебного комплекса >>>
  | 
    ![]()  | 
  
| Автор | Тема: Константа нестойкости учебного комплекса | ||
| 
  himik Пользователь Ранг: 356  | 
  
   Уважаемые. Я уже из разряда студентов перешёл в разряд преподавателей. Надеюсь, и вы многое помните. Есть такая возьня с разделением катионов второй аналитической группы. По классике, т. е. Крешкову, существует такой метод. Сульфат кальция в отличие от сульфатов стронция и бария, растворим в насыщенном растворе сульфата аммония из-за образования комплекса [Ca(SO4)2]2-. какая у него константа нестойкости? Смотрел Лурье, справочник химика и другие учебники, но нигде не нашёл. Спасибо!  | 
||
| 
  ANCHEM.RU Администрация Ранг: 246  | 
  |||
| 
  himik Пользователь Ранг: 356  | 
  
   неужели никто не поможет ![]() Может, проблема в том, что в концентрированных растворах трудно измерения проводить из-за трудности расчёта коэффициентов активности?  | 
||
| 
  himik Пользователь Ранг: 356  | 
  
   Помогите, пожалуйста! Хочу сделать практикум исследовательский по общей химии. Там будет задание предложить способ растворения сульфата кальция. так вот чтобы найти константу реакции его растворения в сульфате аммония, надо знать константу нестойкости образующегося комплекса...  | 
||
| 
  Леонид VIP Member Ранг: 5266  | 
  
   Эту константу нестойкости Вы нигде не найдете, так как ее величина очень большая и устойчивость комплексов (вернее - ионных ассоциатов) будет очень сильно зависеть от ионного состава раствора, проявления солевого эффекта и концентрации реагирующих веществ. Точно так Вы не найдете константы нестойкости для квасцов и соли Мора, поскольку комплекные ассоциаты образуются только при очень большой концентрации ионов в растворе, да и то, в незначительных количествах. Так что образование подобных комплексов в водном растворе - процесс умозрительный и увеличение растворимости сульфата кальция происходит за счет довольно сложных виртуальных обменных процессов, которые только в первом приближении (то есть - весьма упрощенно) можно назвать комплексообразованием в растворе.  | 
||
| 
  himik Пользователь Ранг: 356  | 
  
   Спасибо, Леонид! Насколько я понял, это что-то типа солевого эффекта. А доля комплексообразования в этом растворении может оказаться невелика. Ну что ж, будут переводить сульфат в карбонат стандартно — кипячением с насыщенным карбонатом  . Правда, я встречал произведение растворимости и для хлорида натрия. Тоже, большая (34) величина… И ничего! | 
||
| 
  Леонид VIP Member Ранг: 5266  | 
  
   Все нерастворимые соли щелочно-земельных металлов хорошо растворяются в растворе ЭДТА. На этом, например, основан косвенный метод анализа сульфатов в растворе методом ААС. Высаждают сульфат бария, отмывают его, растворяют в ЭДТА и фотометрируют на атомнике. Может пригодится в работе.  
   | 
||
| 
  Каталог ANCHEM.RU Администрация Ранг: 246  | 
  
  | 
||
| 
  himik Пользователь Ранг: 356  | 
  
   Леонид, спасибо! Дело в том, что работа такая: Осуществить цепочку: сульфат кальция-карбонат кальция-оксалат кальция-фторид кальция. Классика кач анализа. Если я свяжу на первой стадии кальций ЭДТА, то не выпадет карбонат. Так что сульфат в карбонат будем переводить кипячением с насыщенным карбонатом натрия. Придумал я ещё одну цепочку, но с ней вышел прокол: фосфат кальция-фосфат меди-фосфат алюминия-фосфат железа. Так вот, первые два хорошо растворимы в уксусной кислоте, но если я фосфат кальция буду растворять уксусной, то не осажу потом меди фосфат. Ну, я предварительно не проверив, пдумал, что мы тартратом свяжем кальций, но увы... Осадок не растворился и лабу дети по моей вине запороли... Придётся делать по-другому: фосфат меди-фосфат кальция-... Медный фосфат растворю в аммиаке, и из этого раствора фосфат кальция должен выпасть. Вот такие пироги...  | 
||
| 
  himik Пользователь Ранг: 356  | 
  
   Тут ещё одна проблема с этим аммиачно-фосфатным методом: Фосфаты растворяются в уксусной. Если написать константу для реакции, скажем, и вычислить с учётом ПР и констант диссоциации кислот Сa3PO4+4CH3COOH=Ca(H2PO4)2+2Ca(CH3COO)2, то она получается гораздо меньше единицы. М как им объяснить, почему реакция протекает (первый курс педуниверситета, будущие учителя биологии и химии)?  | 
||
| 
  himik Пользователь Ранг: 356  | 
  
   И ещё заодно. Ни в каких справочниках нет ПР фосфата меди. Какие угодно емсть фосфаты, а этого нету. Копнул глубже - полез в "аналитическую химию меди". Там говорится, что типа они выпадают основные, не понять вообще какие и проч. Что делать в свете педагогических заморочек? СПАСИБО!!  | 
||
| 
  Леонид VIP Member Ранг: 5266  | 
  
   При расчетах по ПР и рК имейте ввиду, что гладко все это только на бумаге... В сложных смесях, гле накладываются друг на друга множество процессов, таких как диссоциация, гидролиз, образование ионных ассоциатов, да еще и комплексообразование, провести расчеты константы реакции весьма затруднительно. Видимо, в своих расчетах Вы что-то упустили или недопустимо упростили схему протекания реакции. Далее, фосфат меди - типичный бертоллид, как, например, основной карбонат меди и его состав и структура сильно зависят от условий протекания реакции его образования (концентрации исходных веществ, рН, температуры). Вот потому то Вы и не нашли его ПР. Что касается ЭДТА, то его комплексы с кальцием устойчивы лишь в нейтральных и слабощелочных растворах. При добавке кислоты комплекс разрушается. А вообще то я не совсем понял, зачем студентам осуществлять такие превращения. Придерживайтесь классики при групповом анализе анионов и катионов. Тем более, что это все преподносится первокурсникам. Ведь при всех этих манипуляциях у Вас протекают довольно сложные конкурирующие процессы, порой не поддающиеся достпному для студентов математическому моделированию и потому не совпадающими с теоретически расчитанными параметрами.  | 
||
| 
  himik Пользователь Ранг: 356  | 
  
  Ах, Леонид, если бы всё так просто... У меня студенты изучают общую химию. Тема : электролитическая диссоциация, которая включает гидролиз, ПР ПК и так далее. Аналитика у них потом, причём в программе этого педвуза нет качественного анализа (почему - вопрос не ко мне). Поэтому я и решил придумать такое задание для своих продвинутых студентов.  | 
|   | 
||
| 
     Ответов в этой теме: 32
  | 
  ||
| ЖУРНАЛ | ЛАБОРАТОРИИ | ЛИТЕРАТУРА | ОБОРУДОВАНИЕ | РАБОТА | КАЛЕНДАРЬ | ФОРУМ | 
| Copyright © 2002-2022 «Аналитика-Мир профессионалов»  | 
Размещение рекламы / Контакты  |